Как успешно пройти собеседование

Собеседование — это беседа рекрутера или работодателя с кандидатом на должность, во время которой обе стороны понимают, насколько подходят или не подходят друг другу. Собеседование — это необязательно встреча вживую: интервью может проходить по телефону или видеосвязи.

Какие бывают собеседования при приеме на работу

Все еще думаете, что собеседование — это просто разговор? Тогда мы идем к вам 🙂 Собеседования бывают нескольких видов, расскажем об основных.
Телефонное интервью

Собеседование по телефону — первый этап общения работодателя с кандидатом напрямую. Часто после телефонного разговора рекрутер или директор определяется, приглашать человека на личную встречу или нет, поэтому отнеситесь к звонку серьезно и подготовьтесь так же, как к собеседованию вживую.

Телефонные интервью экономят время не только работодателям, но и кандидатам. По телефону вы можете задать важные для вас вопросы об официальном оформлении или графике и сразу отказаться от неподходящей вакансии. Отзывы о работодателе кстати всегда будет не лишним просмотреть.

Структурированное собеседование

Классический вид рабочего интервью, задача которого — познакомиться с кандидатом и узнать о нем побольше. Рекрутер задает последовательные вопросы и по ходу разговора собирает нужную информацию.

К такому собеседованию нужно подготовить короткий и интересный рассказ о себе, своем образовании и карьерном пути.
Кейс-интервью

По-другому этот вид собеседования еще называется ситуационным. Работодатель дает кандидату прямо на интервью решить какой-то кейс. Например, несколько вводных и проблему, а соискатель должен развернуто ответить, как бы он действовал в такой ситуации. Иногда кейс-интервью является продолжением классического собеседования с вопросами.
Проективное собеседование

Цель такого интервью — раскрыть истинные качества человека с помощью ответов на вопросы. Например, кандидата могут спросить, за что можно уволить человека с работы, как замотивировать сотрудников продуктивнее работать, почему подчиненные врут руководителю.

Отвечая на подобные вопросы, кандидат высказывает свою точку зрения, а работодатель может оценить, близок ему такой взгляд или нет. В этом суть проективного собеседования.
Собеседование по компетенциям

Во время такого интервью работодатель просит кандидата на реальных примерах проиллюстрировать свои заявленные компетенции. Например, нужно описать ситуацию, в которой раскрылись лидерские качества или стрессоустойчивость.

Руководитель хочет понять, что скрывается за шаблонными терминами типа «ответственный» и «трудолюбивый» и собеседование по компетенциям в этом отлично помогает.
Стресс-интервью

Сразу скажем — если вы оказались на стресс-интервью, бегите из этой компании в ту же минуту. Задача такого интервью — погрузить кандидата в некомфортные условия и посмотреть на его реакцию. Некоторые компании заходят далеко и используют совсем жесткие методики: подпиливают стулья, чтобы кандидат упал, хамски обсуждают внешность человека, курят в лицо и матерятся. К сожалению, это реальные примеры.

Приличные работодатели не будут использовать такой формат интервью для общения с людьми, а для выявления нестандартного мышления просто зададут кандидатам брейнтизер. Поэтому даже если вы пройдете стресс-интервью, навряд ли вам будет комфортно работать в такой компании.
Групповые интервью

Когда компаниям нужно нанять несколько сотрудников одной специальности и в короткие сроки, они проводят групповые собеседования. Очень часто это происходит с вакансиями менеджеров по продажам, консультантов, работников производственных линий и т.д.

Обычно групповое интервью — второй этап отбора сотрудников (после телефонного собеседования). Затем рекрутеры назначают личные встречи тем, кто прошел отбор через групповое собеседование.

Подводя итог: в рамках одного собеседования могут быть использованы методики из нескольких форматов интервью. Например, структурированное собеседование + кейс-интервью + интервью по компетенциям.

Собеседование может проводить рекрутер, сотрудник отдела кадров, HR, руководитель компании, ваш будущий начальник и даже целая комиссия. Вы можете уточнить этот вопрос у рекрутера перед интервью.

Подготовка к собеседованию

Чтобы успешно пройти собеседование, необязательно готовиться целыми днями. Если вас пригласили на интервью, это означает, что работодатель уже заинтересовался вами, и нужно только укрепить эту симпатию.
Что нужно, чтобы хорошо подготовиться к собеседованию:
Узнайте, есть ли в компании дресс-код

Соблюдение дресс-кода — это уважение к правилам компании. Понять, какой внешний вид приветствуется в компании можно по фотографиям на их сайте или в соцсетях. Если же фотографий сотрудников на рабочих местах нет, спросите у рекрутера напрямую, какого стиля придерживаться. Лучше уточнять этот вопрос в тот момент, когда рекрутер приглашает вас на собеседование.
Уточните список необходимых документов

Иногда работодатели просят принести на собеседование различные документы: дипломы, паспорт, распечатанное резюме и т.д. На всякий случай, уточните у рекрутера, нужно ли захватить какие-то документы с собой на интервью. Покажете деловой подход, а может и окажете услугу забывчивому рекрутеру 😉
Изучите информацию о компании

Минимум, который нужно знать о компании: год основания, имя директора, история создания (сайт, поисковики, соцсети в помощь), важные проекты или клиенты. Работодателю приятнее общаться с человеком, знакомым с его компанией, продуктом или услугой — помните об этом. Будет здорово, если расскажете милую историю, связанную с компанией. Например, в их кофейне в очереди вы познакомились с лучшим другом, ваша мама купила любимую квартиру именно в их агентстве или вы обожаете их смешную рекламу со знаменитым певцом. Но выдумывать ничего не нужно.
Подготовьте ответы на типичные вопросы

Полезно заранее продумать, как вы будете отвечать на распространенные вопросы. Старайтесь избегать шаблонных формулировок из интернета — рекрутеры их знают наизусть. Наметьте план ответа и запомните его, без дословной зубрежки.